Эти отношения очень сложны. Огромный раздел права посвящен корпоративным отношениям. Масса юристов кормится на этом поле, и работы у них никогда не убудет.
Но абсолютному большинству людей, начинающих бизнес в России или планирующих вести совместные дела кажется, что достаточно найти подходящего человека, благодаря которому преодолевается имеющийся дефицит (финансовых ресурсов, компетенции, активов и т.д.), договориться с этим человеком – и дело в шляпе.
Подписываются стандартные документы по учреждению очередной фирмы «Рога и копыта» или заключаются устные договоренности – и вперед.
Спустя некоторое время большая часть предпринимателей оказываются не в шляпе, а в заднице. И это их вина.
Они не оценивали своего партнера, они не выяснили до конца его цели, допустимые пути достижения цели, они не проанализировали, насколько совпадают их установки с установками человека (людей), которых они выбрали для реализации своего проекта.
Причем такие проколы допускают даже опытные манипуляторы, которые создают партнерства исключительно с целью выкачивания нужных им ресурсов из партнеров.
Эта категория чаще всего «страдает» по причине недооценки возникающего сопротивления, или же по причине слишком поверхностного знакомства с «обладателем ресурса».
Юридические формы необходимы, но они не спасут от провалов, если партнеры, оперируя одними и теми же словами, вкладывают в них совершенно разное значение. Будущий конфликт закладывается на стадии первоначальных договоренностей.
Иногда он закладывается одним из партнеров сознательно; но чаще всего договаривающиеся стороны думают, что они нашли точки соприкосновения, обсудили разделение функций и начинают совместный бизнес с абсолютно ясных позиций.
Проходит некоторое время и выясняется, что одинаковые слова «работа», «отдых», «потребление», «развитие», «перспективы» имеют совершенно разное наполнение.
Работа для одного – это 14 часов труда, для другого – 3 часа приятных встреч в ресторане; «развитие» начнется после того, как я заменю машину, построю дачу, съезжу на Канары и т.д. Риски – это всегда ответственность общая, но очень часто все риски один из партнеров готов безвозмездно подарить другому.
И начинается долгая мучительная дележка активов, доходов, кредитных обязательств и прочего. По моей оценке, 2\3 стартапов заканчиваются жесткими разборками после короткого полета и не менее 50% разоряющихся компаний умирают из-за того, что люди изначально смотрели на бизнес с несовместимых точек зрения.
Очень многие «партнеры», особенно в торговых операциях, быстро приходят к мысли «а зачем мне он нужен» и тут уже начинаются фокусы с уводом клиентов, снятия средств со счетов, утаивания доходов и прочих упражнений.
Вообще говоря, наблюдая за мельтешением несостоявшихся бизнесменов, я убедилась, что большое число людей переоценивают свои «бизнес идеи», возможности их реализации и роль и значение связей, которыми они располагают.
Они ходят с зародышами, называя их «проектами», откровенно блефуя, предлагая кому-нибудь взять на себя труд их вырастить: полить деньгами, поработать на грядке, вырастить урожай и поделить доходы.
Но им вполне по силам создать хилую конструкцию, которая обязательно рухнет, однако подпитает их личную иллюзию о том, что они «предприниматели».
Понятное дело, винить они будут партнеров, которые не доросли до их великих идей. Другая часть начинающих бизнесменов становятся жертвой идеи, что им обязательно нужен партнер.
Они его легко находят – нет проблем. Потом они избавляются от этого партнерства ценой серьезных потерь, но в обмен приобретают ценный опыт и новые качества. Иногда даже бизнес спасают.
Партнер нужен тогда, когда его появление резко стимулирует развитие бизнеса или открывает новые окна возможностей. Во всех остальных случаях нужны сотрудники.
Партнер – это не друг; такое бывает, но скорее как исключение, чем правило. Партнерские отношения в бизнесе сплошь и рядом строятся очень жестко, но бизнес сам по себе – занятие не для слабонервных.
Какая бы прекрасная идея ни лежала в основе бизнеса, какое бы удовольствие не доставляла реализация планов, бизнес создается ради получения и извлечения доходов. Все остальные идеи вторичны. И каркас бизнес отношений строится для этой цели.
Примеров, как может погибнуть бизнес, когда партнеры (акционеры) не могут договориться - масса. Например, сейчас продолжается конфликт акционеров известной компании «Юлмарт».
Ведется акционерная война с приглашением спец юристов из Альфа групп – аналог всем известных вежливых людей. С ними общаться – мало не покажется. Но не у всех найдутся деньги на оплату Альфа групп, не говоря уж о том, что с ними иногда приходится делиться бизнесом.
К сожалению, это обычная практика.
В заключение анекдот. Волки пригласили зайца в партнеры, чтобы он им показал дорогу к стаду баранов. Заяц обрадовался, что его в партнеры взяли, и повел их через лес.
Волки шли, шли, окончательно проголодались и начали задавать вопросы, где же эти вкусные бараны. Заяц говорит – ну вот еще чуть-чуть, пару поворотов и будет поле с баранами.
Волки заворчали, но побежали за ним. Проходят два поворота – нет поля с баранами. Они бросились к зайцу с криками – да ты нас обманул, мерзавец ушастый, сейчас ответишь за баранов!
Тот вопит – я ошибся, еще один поворот забыл! Нет, ответили разъяренные волки, ты нас за идиотов не держи. Разорвали и слопали зайца. Но, естественно, не наелись.
Один из тех, кто только нюхал зайчатину, предложил – ну, мы же можем еще поворот пробежать? Стая согласилась, рванула вперед, миновала поворот – видит, сотни тучных баранов пасутся!
Объевшиеся волки, не торопясь, возвращались назад и наткнулись на заячьи кости. Нехорошо получилось, молвил вожак. Молодой волк нашелся: – «а давайте его похороним».
Так и сделали, камней насыпали и тут старый волк говорит: - «а надпись какую оставить? «Зайцу от друзей» - неправильно, мы же его сами съели. «От врагов» - ну, какие же мы ему враги, вот как хорошо похоронили».
Вожак подумал и сказал: – «Напишите - «Зайцу от Партнеров».