Я привожу информацию об этом авторитетном ученом для того, чтобы пояснить свою мысль: вы можете научиться слушать, прекрасно говорить и даже стоять на голове, но если не вы не научитесь хотя бы элементарно считывать своего собеседника, вы вряд ли избежите ошибочных заключений о мотивах и истинных намерениях человека, о его отношении к тому, что вы говорите.
Интонация сплошь и рядом выдает, что вам врут. Честно говоря, пока мне не пришлось ввести переговоры в таком количестве, я не думала, что некоторые люди так много и так бездарно врут на ровном месте и без особой необходимости. Сейчас меня это уже не удивляет и редко раздражает.
Вообще же говоря, имеет смысл научиться различать, какой канал восприятия информации для человека главный.
Если в речи человека постоянно слышится «ясно, я вижу, что вы имеете в виду», «надо это увидеть», вы имеете дело с человеком, который воспринимает мир в картинках.
Если по науке – у такого человека преобладает визуальная репрезентативная система. У него в голове мелькают картинки и, собираясь что-то сказать, он перебирает изображения с очень большой скоростью. При этом у него расфокусированы глаза на пятно приблизительно в 60 см от носа.
Если на это пятно кто-то встанет – он может легко сбиться с мысли.
Если в речи постоянно случаются выражения «давайте обсудим», «я слушаю», « я вас услышал» - скорее всего, преобладает акустическая репрезентативная система – с постоянным диалогом с внутренним голосом. Такому человеку довольно трудно сделать выбор, принять решение – мешает внутренний диалог.
Глаза смотрят во время речи влево или вправо, двигаясь по средней линии, или идут вниз и влево.
Люди с тактильной репрезентативной системой (прикосновения) будут «касаться» проблемы, чувствовать «ощутимое воздействие», испытывать «болезненные ощущения», «чувствовать засаду». Прежде чем что-то сказать, они будут прислушиваться к внутренним ощущениям и взгляд при этом непроизвольно идет вниз-вправо.
Самые рассудочные будут «разбираться в проблеме», «анализировать ее» и призывать «систематизировать» данные. У них в основе именно слова и движения глаз трудноуловимы.
Вся штука в том, что невербальное поведение сознанием почти не контролируется и поэтому невербальным проявлениям можно доверять больше, чем словам.
Если уж совсем погрузиться в науку (не переживайте, долго я в ней не останусь), то в науке о деловом общении выделяют 5 форм невербального поведения.
Кинесика: это мимика, жестика (телодвижения, понятные окружающим), пантомимика (поза, осанка, телодвижения – например, поклон).
Такесика (не пугайтесь). Такесика изучает прикосновения в процессе делового общения. Рукопожатие, поцелуи, похлопывания, дерганье за рукав, отталкивание – это такесика. То есть если вы получите в нос или сами кому-нибудь дадите по носу, вы с полным основанием можете сказать, что использовали приемы такесики.
На самом деле есть контактные и неконтактные культуры. Итальянцы, арабы, латиноамериканцы относятся к контактным культурам. Они стоят близко к собеседнику, любят похлопывать по плечу, и часто теребят что-нибудь типа пуговицы на его одежде.
Представители неконтактных культур – скандинавы, англичане, японцы, индийцы – держатся на большем расстоянии и не прикасаются к собеседнику.
Например, английские девушка и юноша во время обеда в ресторане прикоснутся друг к другу 1-2 раза, мексиканская парочка этого же возраста – до 120 раз.
В России скорее неконтактная культура, но не столь жесткая, как у англичан и скандинавов. В деловом разговоре однозначно не рекомендуется прикасаться к собеседнику за исключением рукопожатия или приветственного поцелуя, если это входит в обычай с данным собеседником.
Прикосновения ободрения и утешения – обычно вне сферы ДО. Но в отечественной культуре укоренилась бурная негативная реакция на все высокомерно-фамильярные прикосновения. Впрочем, не у нас одних.
Проксемика. Дистанцию, которую соблюдают люди при общении и их пространственную ориентацию изучает именно проксемика. Поза и расстояние показывают скрытый смысл отношений. Это биологические закономерности. Вы сядете очень близко к своему коллеге и будете держать дистанцию, если вам придется сидеть с высоким начальством.
Люди терпеть не могут, когда кто-то вторгается в их интимную зону, подходят слишком близко. У городских жителей комфортное личное пространство, за которой начинается интимная зона, меньше, чем у сельского.
Но в разных деловых культурах понятие комфортного индивидуального пространства разное. Американские офисы часто прозрачны насквозь, открыты взглядам – это норма. Немцы такие здания не любят и считают, что они ведут к неврозам.
Надо сказать, в этой сфере идет постепенное насаждение стереотипов, но оно скорее диктуется желанием экономить на организации комфортных рабочих мест и контролировать сотрудников. Но подводится некая идеологическая база – типа, все красиво и открыто. В результате офис начинают ненавидеть.
Самый яркий пример использования прозрачности – в квартале красных фонарей в Амстердаме. Сплошная проксемика!
Затем идет просодика.
Это очень просто: если вы увидите мышь на рабочем столе и начнете визжать – это вы изменили громкость голосового тона (очень прибавили, визг хорошо слышен всему офису), тональность (зашкаливает так, что уши заложило), а также окраску звучания, тембр, использовали верхний регистр диапазона, но несколько потеряли в дикции и ритмичности речи. Когда мышь скончается от вашего визга, вы еще повысите тональность и перейдете почти на ультразвук.
Высоким голосом передаются радостные новости, выражается энтузиазм, но и недоверие – тоже.
Менее высоким – гнев и страх.
Горе, печаль, усталость выражаются приглушенным голосом с понижением интонации к концу фразы.
Очень быстрая речь – человек взволнован или обеспокоен.
В горе и глубокой усталости человек говорит медленно.
Высокомерный человек также медленно цедит слова.
Но это еще не все.
Есть еще экстралингвистика.
Это всякого рода паузы, плач, смех, покашливания, вздохи, угуканье, аганьканье, поддакивание и прочие малопонятные шумы вашего организма, издаваемые верхней частью тела. Если нижней – это уже чистая физиология. Называется это все околоречивыми приемами.
И за всем этим хозяйством надо следить в оба глаза. И в оба уха. Даже возможность взлома личной почты и телефонов не снижает значимость того, что человек выражает невербальным поведением.