Общение - Общение,коммуникации,влияние

         Привет!
Я Елена Фролова
Мои секреты:
коммуникаций,
влияния,
общения

Перейти к контенту

Общение

Технологии
Деловое общение

В океане под названием «деловое общение» давно проложены маршруты.

При этом дресс код в банковской и других сферах никто не отменял и специалисты по созданию имиджа вовсю используют гардероб и аксессуары и обучают само подаче. Имиджмейкеры не сидят без дела ни в бизнесе, ни, особенно, в политике.

Сравните облик Мелани Трамп до и после избирательной компании Дональда Трампа, когда за нее взялись имиджмейкеры. Это принципиально разные образы. В бизнесе трансформация образа остается за кадром.


С другой стороны, даже в деловой сфере общение – это абсолютно индивидуальный процесс и определяется характером личности, какой бы регламент не действовал.  

Но к привычной рутине непрерывно добавляются новые технологии типа нетворкинга (хотя это тоже уже давно не новость).  При переносе огромной части общения в виртуальное пространство и размывании границ между офисной и вне офисной работой креатив крепчает.

Зашкаливает он в компаниях, где сотруднику надо помочь высвободить свое творческое начало во имя «общих достижений» и светлых целей.

Правда, у общих достижений в виде растущей капитализации компаний есть индивидуальные потребители – акционеры, которые, как правило, окапываются во главе списков богатейших людей согласно какому-нибудь листингу Forbes, но это так, побочный результат, мелочь. Зато какие  гиганты общения! Понятное дело, впереди планеты всей -  IT компании.

В мире 1% жителей владеет 90 или больше % активов. Видимо, 99% должны наслаждаться роскошью человеческого общения, что они и делают.

Реальность, конечно, такова, что в сфере коммуникаций за последние 20-30 лет появилось столько нового, что формы общения довольно легко стали заслонять суть. И у многих появилась иллюзия, что деловое общение навеки растворилось в человеческом общении.

Люди, приходя на работу, считают, что уж что-что, а общаться-то они точно умеют. То, что деловое общение (далее – ДО) – это процесс взаимодействия ради обмена информацией в бизнес процессах (здесь и далее – говорим о бизнесе, иногда – о политических технологиях).

Задаем вопрос: ради чего существует бизнес? Правильно, бизнес производит прибыль, а уж через что он ее производит – сыры делает или яды крысиные – второй вопрос.

Что главное в голове нормального бизнесмена, если убрать все розовые сопли и признать, что «социальная ответственность» есть результат необходимости приобретения лояльности  к компании?

Ответ - как заработать прибыль и расширить дело, как устоять и выиграть в конкурентной гонке и т.д. – будет правильным. Это совершенно не отрицает наличия человечески привлекательных качеств, но цели в жизни у предпринимателей однозначно не альтруистические.

Даже если бизнесмен на склоне лет все пожертвует какому-нибудь фонду.Психологи раскладывают уровни ДО на разные составляющие, и классики на 1-ый уровень в ДО ставят манипулирование.(Э. Шостром, В. Сагатовский).

Манипулирование – это основной тип общения при организации продаж, в рекламе, и в целом в деловой деятельности играет огромную, можно сказать, ведущую  роль.
В общении важно все.

Например, групповая идентификация. В далеком 1970г. в Стэнфордском университете в США был проведен эксперимент, в ходе которого 24 студента разделили на 2 группы, одна играла роль «заключенных», другая «тюремщиков» - с обысками, осмотром и прочими прелестями тюремного бытия.

Уже на следующий день тюремщики начали издеваться над «заключенными», те подняли «бунт», и до сих пор дружившие между собой студенты стали врагами не на жизнь, а на смерть.  

Каждый хотя бы раз произносил фразу «я же ему (ей) говорил!» И действительно, говорили – без всякого представления о том, что лобовой совет чаще всего вызывает острое неприятие, причем неявное сопротивление всегда сильнее открытого – это значит, что вас послали, только мысленно и сделали не так, как вы сказали.

Ответ на ценный совет «да заткнись ты!» редко произносится вслух, но очень часто проговаривается про себя.

Есть такая штука в ДО – каузальная атрибуция -  по-русски – понимание логики поступков и чувств другого человека.  Так вот, за неимением точной информации человек приписывает собеседникам либо собственную логику поведения, либо ищет и находит сходство с чем-то, что было раньше.

Если у вас информация о человеке отсутствует, и нужно как-то настроить заранее вас против некой личности, достаточно предоставить вам искаженную негативную информацию и ваша оценка, скорее всего, тоже будет негативной. Проверено экспериментами.

Предусмотрительные манипуляторы аккуратненько делают «закладочки» на коллег. Предусмотрительные бизнесмены научились эти закладочки игнорировать. Но все бывает в жизни.

Все знают, что информацию фильтруют. Но в большой компании ее не просто фильтруют, ее творчески перерабатывают.

При этом все руководители мечтают о том, что по горизонтали – ни-ни, а по вертикали – все, но из-за необходимости взаимодействия структур отсечение очень тяжело производить. Но это не просто информационной поле – при правильном использовании это минное поле накапливаемых компроматов.

Сотрудники деятельно помогают создать свой цельный психологический портрет, трудясь и постясь в социальных сетях и творчески подходя к использованию служебной электронной почты, вынося в нее, как в помойное ведро, массу негатива, конфликтов, оценок.

По телефонам, оплачиваемых компанией, обсуждают все что можно и нельзя. Ну, не надо никому особо ничего взламывать, все и так доступно. Сказано же: счастье - это когда тебя понимают.  Ну и будет вам счастье….

Смысл такой, что компании для прибыльного бизнеса надо создать максимально эффективный механизм внутренних и внешних коммуникаций и тщательно отрегулировать функционал сотрудников.

Устанавливаются регламенты поведения, разграничиваются уровни доступа к информации, выделяется персонал для общения с прессой, администрацией и т.д.

В западных компаниях процесс притирки менеджеров друг к другу и одновременно оценки их деловых качеств называется калибровкой.
Оценки выставляются по горизонтали и вертикали.

Если отсечь всю трескотню насчет того, как компания заботится о своих сотрудниках, останется суть – камешки должны пройти притирку и не мешать друг другу.

Потому что неправильные коммуникации – это бомба, которая обязательно взорвется. В целом же бизнес – это общение.

Работа может доставлять огромное удовольствие. Работа может вызывать отвращение. И в том, и в другом случае в основе лежит общение с коллегами.

Если все очень плохо в коммуникациях, то несмотря на з\п  и прочие блага, человек будет думать о необходимости найти что-то новое.

Но есть все-таки принцип, который стоит учитывать: люди приходят на работу не для того, чтобы дружить, наслаждаться обществом друг друга, они приходят делать дела и общение является инструментом выполнения работы, а не самоцелью.

Очень хорошо, когда работа доставляет радость, это счастье; но любая попытка доказать сверху или сбоку, что главным счастьем является работа и более того, ваша счастье в том, что вы работаете именно в этой компании, представляет собой образец манипулирования сознанием.

Не думайте, что я противоречу самой себе: на самом деле, если вы приходите на работу с удовольствием, если вы с улыбкой думаете о своих коллегах, даже если временами вам хочется тюкнуть кого-нибудь из них по башке чем-нибудь тяжелым, если вокруг вас кипит работа и вы часть этого живого механизма, вы получаете достойное вознаграждение,  вы понимаете, что бизнес, в котором вы работаете, делает прекрасное дело – наверное, вы действительно нашли работу своей мечты.

Но это был ваш личный выбор – с осознанием той роли, какую вы хотели играть, и того места, на которое вы рассчитывали

Перехожу к краткому резюме. Мне пришлось, в ходе всякого рода упражнений, посвященных росту маржинальности, оценке перспектив рыночной конъюнктуры и наращивания доли компаний, заниматься оценкой выстроенных коммуникаций и менеджерских качеств, замечу в скобках - в том числе – самих владельцев, о чем они, естественно, меня не просили.

В 7 случаях из 10 результаты проекта получались согласно бессмертному выражению Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Но это уже неплохо, если учесть, что модель поведения главных действующих лиц не менялась.

Вывод тот, что наука делового общения - вещь сложная, но доступная. Она как дерево: корни – в психологии, но ствол и листва – в прикладных навыках, привычках, моделях поведения, которые можно и нужно менять.

Но самый приятный вывод, испытанный на собственной чувствительной шкурке, то, что  моделируя одно умение, начинаешь меняться в целом. Вплоть до того, что вычищая многолетние шлаки эмоциональных выбросов, обнаруживаешь глубоко закопанные истинные ценности и цели.  

То есть ситуативный подход уместен. Он не отрицает системного, более того, системный, конечно, в приоритете, но информация, усвоенная на пике эмоционального переживания, запоминается и работает сильнее всего.

С этим пониманием я и стала работать, давая разовые консультации и проводя курсовые занятия. И оказалось весьма продуктивно.

Еще один вывод – развивать нужно те качества, которые изначально у вас есть, а остальные просто доводить до определенного уровня. И знать себя. Есть тяжелая артиллерия, есть легкая. Не надо позволять себя втягивать в то, что может плохо кончится лично для вас. Это значит – надо уметь разглядеть победу до начала боя.

Поэтому для начала нужно провести полную инвентаризацию всего того, что есть – и хорошего, и так себе, и с оценкой «плохо» - всего набора данностей и полученных за все время учебы и работы навыков общения.


info@elena-frolova.ru
Москва 2017г
Назад к содержимому