умение слышать - Общение,коммуникации,влияние

         Привет!
Я Елена Фролова
Мои секреты:
коммуникаций,
влияния,
общения

Перейти к контенту

умение слышать

Технологии
Самая простая.

Вторая вещь - понимание тех, с кем вы общаетесь. Деловое общение можно сравнить с вождением машины. Цель - это пункт назначения. Общение с собеседниками - это дорога со всеми ее засадами.  Не видите цели - никуда не доедете. Не видите препятствий и не понимаете действий едущих по той же дороге  - вряд ли доедете без потерь.

Цель как минимум  должна быть достижимой. Кроме того, в голове надо держать всякого рода допустимые отклонения, корректировка в процессе не всегда проходит успешно.

Понимание собеседника требует некоторой тренировки. Есть люди, которым от природы дано легко "считывать" собеседника, которые умеют слушать, улавливают эмоции, соотносят интонации и позы с тем, что говорится, то есть видят картинку полностью, а не то, что хочет показать собеседник. Если они еще и собой так же хорошо владеют, точно формулируют цель и обладают способностью хорошо говорить, то, как правило, являются великолепными переговорщиками.

Но понимание собеседника и вообще людей много важнее довольно узких рамок переговоров и даже делового общения. Очень многое в жизни зависит от того, насколько адекватно вы воспринимаете себя и окружающих. То, что говорят, далеко  не всегда правда.

Споосбы общения включают вербальные и невербальные. Разберем ниже.

Прежде чем перейти к некоторым приемам распознавания правды, попробуйте составить объективку на себя.  Это довольно тяжелое упражнение, и смысл его в данном случае отнюдь не в достижении гармонии с самим собой (хотя это прекрасная цель), а в том, чтобы убедиться, что вы в общении не допускаете ошибок.

Я не буду приводить здесь вопросы, но позже, когда окончательно выберу интересные и полезные тесты, сделаю на них ссылки.  

Итак, что надо уметь делать? Первое – это уметь слЫшать. Не просто слушать.

Считается, что умение говорить ценится выше всего. Но говорение  без слушателя  бессмысленно, а его реакция определяет успех. Кто актера освистывает?   

Согласно данным ученых, умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникая в сущность того, что говорится, обладают не более 10% людей (к вопросу о пользе совещаний и прочих конференций). Даже у самых внимательных слушателей в памяти остается не более 5 фрагментов выступления.

Любое высказывание имеет информационный уровень и эмоциональный уровень. Соответственно, слушатель реагирует на информацию (отражает ее) и на эмоции говорящего.

Отключение внимания – практически неизбежно.
1. пока вы разглядываете галстук или брошь, оцениваете прическу и костюмчик, прикидываете, когда этот тип последний раз чистил туфли, ваш мозг не может сосредоточиться на том, что именно этот костюм вещает.

2. Вы думаете быстрее. Умственная деятельность в 4 раза превышает скорость речи. Мозг просто отвлекается, пока кто-то дожевывает свою фразу.

3. Вас цепляют отдельные слова и фразы, факты и избирательность информации мешает воспринимать речь целиком.

4. Наконец, вас распирает желание высказаться, прокомментировать то, что вы слышите. Пока вы обдумываете комменты, поезд речи неизбежно уходит, и вы теряете нить.

Ну, и наконец, огромное значение имеет то, кто говорит, о чем говорит, как говорит и значимость предмета.   

Из всего перечисленного видно, что вся проблема во внимании.  

Внимание у человека делится на:
• непроизвольное (кто-то дал вам по голове и привлек ваше внимание),
• произвольное (вы изо всех сил таращитесь на оратора, а он вас успешно усыпляет),
• и постпроизвольное (перед вашим носом кружится муха и норовит на него сесть, в то время как оратор продолжает свою бесконечную речь и вы пытаетесь на ней сосредоточиться. Вы переключаетесь на муху).  

Произвольное внимание – результат усилий и длится без специальной подготовки максимум 15 минут.

Это все, на что может рассчитывать наш оратор и то при условии вашей высокой сознательности. Практический вывод тот, что если в роли оратора выступаете вы, вам надо каждые 10-15 минут резко менять тему, темп, ритм речи, давать интересную картинку -  в общем, стимулировать внимание.  

Постпроизвольное внимание поддерживается интересом. Предположим, оратор пообещает дать 100 долларов тому, кто запомнит, что он скажет про компанию Рога и Копыта. Интерес части слушателей будет обеспечен.

Про процесс слушания можно написать очень много. Но вся штука в том, что внимание развивается путем целенаправленных упражнений.

Фишка может быть такая. Как и в случае, когда вы говорите, вы задаетесь некой целью.

Если то, о чем говорят и кто говорит для вас не важно, не слушайте, но и не оскорбляйте говорящего: не вступайте в оживленную дискуссию с соседями, не заваливайтесь откровенно спать и т.д.

Тихо и незаметно займитесь своими делами, но время от времени включайте свои локаторы, чтобы убедиться, что вы действительно ничего стоящего не пропустили.

Если же информация интересная и нужная, займитесь упражнением по ее сортировке и кратчайшей фиксации в любой форме, хотя бы с помощью рисунков. Чем больше эмоций вы в это дело вложите, тем лучше запомните.  

Негативная информация запоминается  легко; нейтральная – почти не запоминается, то, что отвечает вашим интересам, легко воспринимается и откладывается в памяти как полезная. Но если вы начнете внутренний спор с говорящим, вы уже ничего не запомните, кроме того, что вас зацепило.

Все требует некоторой тренировки. Но, в общем, душу в это вкладывать не стоит – важнее понимать, что человек говорит.

Важно фиксировать то, что является предметом соглашения или спора, например, при обсуждении сделок. Люди часто говорят слова, от которых потом отказываются.

Поэтому роль протоколов очень велика – прослушивание ауди записей используются при совсем уже конфликтных ситуациях, да и не всегда они делаются, а в жизни важно, чтобы в спорной ситуации человек не мог отъехать в сторону, утверждая, что он этого не говорил или не помнит, что именно он говорил.  

info@elena-frolova.ru
Москва 2017г
Назад к содержимому